Владимир Карасев
2020-07-28
Восток во все исторические времена играл просветительскую роль для цивилизаций мира. Его заслуга в гуманитарном и духовном аспектах в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Сегодня История Центральной Азии прочно входит в летопись мировой культуры. Результаты научных исследований показывают, какой огромный гуманитарный и нравственный потенциал заложен всей предыдущей историей этих народов. Восток является колыбелью всех мировых религий, именно ему многие цивилизованные страны мира обязаны появлением первых философско-гуманистических воззрений.
За два последних десятилетия в Республике Узбекистан историками-исследователями выявлены уникальные древние археологические памятники культово-погребального характера с более чем трёх тысячелетней историей в Ферганской долине, Самаркандской, Кашкадарьинской и Бухарской областях Республики, обнаружены погребальные курганы вождей племен древней Согдианы, зажиточных горожан или представителей племенной элиты, которые не только не изучались, но и не были известны научной общественности.
Скажу откровенно, что за время независимости Республики, наконец-то наведён относительный порядок на памятниках старинной архитектуры, реставрация которых продолжалась до этого более полувека. Сегодня в совершенно ином свете предстают перед нами такие уникальные комплексы, как Шах-и Зинда, Гур-Эмир, Биби Ханум в Самарканде, архитектурные жемчужины в Шахризябсе и величественные памятники в Бухаре. Можно перечислить строения в Коканде и Хиве, Ташкенте и Карши, а также целый ряд одиночных культово-погребальных строений по всему Узбекистану. Честь и хвала правительству страны, которое держит под постоянным контролем состояние архитектурного наследия.
Вместе с тем следует откровенно сказать, что хуже обстоят дела с памятниками археологии. К сожалению, по целому ряду причин археологические объекты подвергаются постоянному уничтожению. То ли это связано с освоением земельных территорий под посевы, то ли под строительство жилья и иных зданий, то ли под устройство средств коммуникации, но в любом случае происходит безвозвратная утрата объектов культурно-исторического значения. И дело здесь не в специфике объектов исторического наследия, а в инертности или даже в лености мышления тех, кто отвечает за их сохранность.
Уже больше десятилетия как время диктует иной подход к защите археологических памятников. Революционный процесс социального и духовного обновления нашего общества пробудил живой интерес людей к историческому прошлому, культуре, охране и реставрации памятников древнего зодчества, более активному их использованию в нравственном воспитании всех слоёв населения Республики Узбекистан. Нужно честно признать: мы оказались не очень благодарными наследниками доставшегося нам огромного богатства. Наверное, многострадальная земля Узбекистана, да и не только его одного, за историю опустошительных нашествий иноземных захватчиков, включая орды Чингисхана, а до этого амбиции всё сокрушавшего Кутейба, а ещё раньше – Александра, прозванного «Великим», а по сути, бывшем элементарным грабителем и поработителем не только Азиатских просторов, землетрясения и другие стихийные бедствия, не потеряла столько памятников старины, национальных реликвий, сколько в период господства сталинизма, когда память народа уничтожалась ради расширения посевных площадей или была брошена на произвол Судьбы, растаскивалась по кирпичику, получив наименование «вредоносных культовых сооружений».
И очнуться после такой яростной травли, такого страшного удара по культурному наследию Узбекистана было и будет нелегко. Однако заниматься бесконечными причитаниями о безвозвратной гибели культурного наследия не следует. Активно влиять на создавшуюся ситуацию вполне возможно и необходимо.
Громадный мир среднеазиатской мифологии, религиозной поэтики, виртуозного искусства не только не уступал античности, но во многом её превосходил. Именно Археология сегодня неспешно открывает нам этот величественный культурный пласт. Мы только приоткрываем, пока ещё отдельные страницы истории культуры древних народов Средней Азии. И этот предстающий мир, просто – ошеломляет!
Может кому-то показаться парадоксальным, но зарубежных туристов притягивают в Узбекистан, прежде всего, исторические и культурные достопримечательности. И, что уже становится абсолютно бесспорным, одним из действенных рычагов улучшения валютного положения Республики является развитие туристической индустрии, превращения её в высокорентабельную отрасль. Успешно развивать туризм можно лишь в увязке с радикальными действиями в решении проблем охраны, реставрации и использовании памятников истории и культуры, созданием новых музеев. Всё это «хозяйство» нужно вмонтировать в ткань местной экономики – областной, городской, районной с тем, чтобы последние на законных основаниях могли получать всё необходимое для развития туристской индустрии, для своего социального развития.
В Узбекистане есть все возможности для развития отечественного и международного туризма. Однако реализации задачи препятствует слабое развитие сферы услуг, острая нехватка гостиниц. Никто не будет оспаривать того, что любые капиталовложения в данную сферу окупаются быстро и обещают стабильную высокую прибыль. И наши капиталовложения в эту сферу окупились бы в течение трёх, максимум четырёх лет.
Узбекистан сегодня в состоянии представить и в состоянии спроектировать гостиничные комплексы такими, какие сегодня возводятся вблизи памятников археологии в десятках странах мира. Если учесть, что подобная сфера деятельности может распространяться на сотни, если не на тысячи памятников археологии по всей Республике, то и профессиональная, и рабочая, и обслуживающая составляющая востребованности будет колоссальная.
Однако, тем не менее, некоторые объекты исторического наследия могут быть сохранены только путем экстренного их изучения и музеефикации. Именно таким примером является древнее городище Кургантепе.
Уникальный и своеобразный памятник древней культуры народов Узбекистана – античное городище Кургантепе (4 век до нашей эры – 6 век нашей эры) расположено в Иштиханском районе Самаркандской области. Это всего в 22 км от автострады Самарканд – Бухара, которая является интенсивной туристической трассой.
Городище представляет собой сложной конфигурации археологический памятник, заметный на современной поверхности в виде больших оплывших земляных холмов и валов. Памятник был обнаружен в 1978 году автором этих строк и Г. А. Пугаченковой в процессе проведения маршрутных работ по учёту древних археологических памятников. Во время предварительных исследований на городище и прилегающем курганном могильнике обнаружены интересные артефакты – изделия мастеров прикладного искусства: прекрасные керамические изделия в виде разнообразных сосудов, костяные нашивные пластины с гравированными изображениями сцен царской охоты, битвы конных и пеших воинов, моментов единоборства, а также самых разнообразных предметов вооружения. Частично раскопан не имеющий аналогов зороастрийский Храм с мраморными базами, колонами и настенными росписями, имеющий святилище с алтарём Огня в помещении с обводными коридорами.
На цитадели городища вскрыта небольшая часть помещений дворца, крепостной стены с воротами. Остаётся неисследованным «Дом богатого горожанина», расположенный вблизи дворцового комплекса, сокровищница Храма и целый ряд объектов культово-погребального комплекса. В силу сложившихся обстоятельств, памятник находится, по существу, вблизи посёлков Танибек и Орлат, поэтому местные жители используют площадь археологического городища для своих сельскохозяйственных нужд – устройство частных плантаций виноградника и других овощных культур.
Судя по предварительным исследованиям проводившимися нашей экспедицией, удалось установить, что город возник как укреплённый форт на северной границе Согдианы в IV веке до нашей эры. Не исключено, что строительство крепости было идеей Александра Македонского, который стремился обезопасить границы только что завоеванных Согдийского и Бактрийского государств от постоянных набегов кочевников-саков, которых греческие захватчики называли скифами, со стороны Хорезмийских просторов.
В дальнейшем, укреплённый форт, стал одним из пунктов на магистральных караванных путях в период раннего средневековья. В первое столетие завоевания арабами этих территорий, рядом с городищем был возведён «Караван-сарай», который функционировал до монгольского нашествия. Это притом, что сам город уже был практически, уничтожен арабскими завоевателями.
Дальнейшая судьба его плачевна. Городище стояло заброшенным пока не превратилось в оплывшие от времени холмы. Судя по тому огромному и великолепному материалу, который был получен только в результате предварительных исследований, можно с уверенностью утверждать, что при дальнейших археологических исследованиях зороастрийского Храма, который носит в народе название – «Тиллятепе» (то есть Золотой холм!), «Дома богатого горожанина» или «Сокровищницы Арка» (Дворцовой части), можно обнаружить массу уникальных артефактов.
В наши дни общественное сознание соединило воедино проблемы экологии жизни и экологии культуры. Поворот от безразличия к сознанию особой исключительной значимости духовной памяти сегодня назрел во всей своей остроте. Деградация и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности – знаки явного неблагополучия в этой области, ставшей общенациональной болью, выступают на первый план. Широкое народное движение по сохранению материальной и духовной памяти исторических городов и археологических мест, идущее по всей стране, находит поддержку со стороны крупных деятелей науки и культуры.
Я не буду сейчас утруждать выкладками того количества самых отвратительных примеров, какие уже давно на слуху, об организации туристических комплексов на археологических памятниках нашей страны. Они убоги, примитивны, неграмотны, отвратительны по конструктивно-архитектурным решениям. И если в крупных городах Узбекистана ещё с горем пополам как-то решается эта проблема, то на уникальных археологических объектах страны, которые могли бы считаться жемчужинами древности, дела обстоят просто гибельно.
А ведь создание Музеев-заповедников археологических памятников с соответствующей инфраструктурой способствовало бы, во-первых: сохранению самого памятника археологии; во-вторых – появлению средств на ведение археологических исследований, т.е. – продолжению самих раскопок; в-третьих – обеспечению огромного числа занятых в сфере туристического обслуживания местного населения; в-четвёртых – популяризации историко-культурного наследия Узбекистана во всём мире. Только на памятнике «Кургантепа», по предварительным подсчётам будет задействовано и трудоустроено от 800 до 1400 человек (в основном это жители окрестных селений).
Поэтому создание, и осуществление подобного Проекта будет способствовать ускоренному осуществлению решений проблем именно в этой области экономического и интеллектуального развития нашей страны. Проект прошёл обсуждение в среде ведущих специалистов в области обучения архитектуры и строительства (в ТАСИ) и получил высокую оценку и одобрение.
Авторы Проекта Гостиничного комплекса – это архитектор К.А. Тюрина, дизайнер М.Р. Бородина, археолог В.А. Карасёв попыталась уйти от всё заражающих своей унификацией новых стереотипов, активно пробравшихся в Азиатскую архитектуру. Они не принимают и псевдостарение новой архитектуры. Они предлагают в своём Проекте, свежую и актуальную реальность, которая основывается и, как бы прорастает, на почве многовековых традиций архитектуры настоящей, а не лубочной Центральной Азии.
Сочетание тех архитектурных элементов и планировочных композиций, которые мы выявляем воочию в процессе ведения археологических работ на самом древнем городище, на культово-погребальном комплексе, расположенном поблизости от него через речку Саганак, с теми достижениями современной экологически чистой, здоровой системой обеспечение комфорта людям, познающим мир древней духовной эстетики народов населявших Узбекистан, позволяет получить достойный, как сегодня любят говорить – «туристический продукт».
В оформлении интерьеров гостиничных номеров, фойе, музея авторы используют образцы тех самых находок древних артефактов, ювелирных изделий, которые были открыты археологами на самом городище Кургантепе и его окрестностях. Это, безусловно, исключительно прогрессивный подход к решению задач дизайна и оформительского мастерства. Сразу же, как только турист или посетитель появляется перед этим гостиничным комплексом, он вводится в мир существовавшей здесь много столетий тому назад, но в интерпретации и понимании сегодняшнего времени.
Культурное наследие — это бесценное сокровище народа, которое необходимо для воспитания и развития молодого поколения, становления новой государственности. В то же время, к культурному наследию необходимо относиться очень бережно, сохранять его и плодотворно использовать для развития национальной духовности независимого Узбекистана, ибо в нем аккумулированы вековое развитие народа, его история, социальные и культурные связи, жизненный ответ, тысячелетия достижений, которых он добился в науке, искусстве, производстве.
В настоящее время нет подобных проектов ни на одном археологическом памятнике в Республике. Сотни и сотни (!) древних объектов ожидают музеефикации в пространствах Хорезма, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Бухарской, Самаркандской, Ташкентской и Наманганской областях Узбекистана. Сегодня в Республике 94 музея[1] и только один – музей археологии в Термезе. На самих же археологических объектах в областях и районах страны не создано ни одного подобного туристко-просветительского учреждения!
В настоящее время, в Республики катострафически не хватает именно музеефицированных археологических памятников. Такие объекты как Актепе, Минг Урик (в Ташкенте), Дабусия (в Самаркандской области), Сармич (в Навоийской области), Джаркутан, Фаязтепе, Султан Саодат, Каратепе (в Сурхандарьинской области), Сарыкол и Гава (в Наманганской области) и даже Бухарский Арк совершенно не отвечают современным требованиям для туристических объектов. Мало того, эти древние памятники чаще всего вызывают негативное впечатление своей убогостью дизайнерского оформления, примитивной архитектурной падачей для обозрения.
Железобетонные конструкции подобные базарно-рыночным навесам над археологическими объектами, которые стали сооружаться у нас в стране, являются профанацией защиты от природно-климатических воздействий и не только не сохраняют памятники, но и усугубляют бедственное положение. Проведенное мной исследование показывает, что в нашей стране практически нет разработок многофункционального перекрытия археологических раскопок, защищающего от внешних природных воздействий, и способствующего проведению выставок и экспозиций на местах. Яркими образчиком подобных примитивных «защитных» приспособлений мы видим на археологическом памятнике Минг Урик, расположенным в Ташкенте, который вызывает массу нареканий среди специалистов археологов и архитекторов, и потому является примером одного из самых неудачных проектов в этой области. Еще один пример - раскопки в Термезе: здесь так же над археологическими раскопками установлены защитные навесы, которые не выполняют функции временных сооружений и эстетически, как и функционально малопригодны в эксплуатации.
Понимание того, что мировая туристическая индустрия – это неограниченные материальные капиталовложения, которые всегда окупаемы и перспективны(!), предлагаемый Проект является совершенно актуальным в силу своей жизнестойкости, обеспечения довольно значительной массы местных жителей постоянной и неограниченной десятилетиями работой.
Сегодня Узбекистан решает подлинно эпохальную задачу - построение гражданского общества и демократического светского государства, высшей гуманной целью которых выступает забота о человеке, его семье, благосостоянии, великом будущем народа.[2]
Укрепление и развитие духовности и исторически грамотного народа — важнейшая забота государства и общества в Узбекистане. Обращаясь к Истории, необходимо исходить из того, что это память народа. Подобно тому, как не может быть полноценного человека без памяти, так и не может быть будущего у народа, лишенного собственной истории. Здесь и прослеживается неоценимая роль музеев в воспитании духовности поколений.
Таким образом, актуальность Проекта обуславливается, с одной стороны и огромным опытом музеев и масштабами распространения их деятельности и, вместе с тем, отсутствием проектирования новых нетрадиционных музеев в нашем регионе.
Практическое значение имеют разработанные принципиальные рекомендации по объемно-планировочным решениям, по формированию внутреннего пространства и размещению музеев, в том числе в сложившихся градостроительных условиях. Учтены современные социально-экономические условия и последние тенденции в развитии музеев.
Целью данного Проекта является разработка научно-обоснованных предложений по функционально-типологической структуре и объемно-планировочным решениям модулей трансформируемого археологического музея в нашем регионе согласно с геоморфологическими условиями местности. Авторы этого Проекта – архитектор Нафикова Юлия, дизайнер Бородина Марина и археолог, автор этой статьи, предлагают музеефицировать археологические объекты сразу же на стадии раскопок.
Применение специальных переносным и дополняемых модулей над объектами археологических раскопок, это пока единственный в Центральной Азии, да и вообще на всём Востоке, Проект обеспечения комфортабельных условий для работы археологов и удобства знакомства туристов с процессом ведения исследований памятника.
На основе этого богатейшего и многообразного наследия преобразуется и роль музеев в жизни общества как центра знаний и духовности. Широкие возможности для их развития открыл Указ Президента Республики Узбекистан «О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев» от 12 января 1998 года. На территории Узбекистана под государственной охраной находятся более 10 тыс. культурных памятников, в том числе 2500 памятников архитектуры, более 8700 памятников археологии и более 1800 монументальных памятников, из которых 140 внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО…
Процесс развития независимой государственности порождает новые вызовы в области охраны исторического наследия. И здесь государственная политика Узбекистана однозначна – материальное наследие можно осознать только на основе нематериального и духовного, только на базе существующего культурного ландшафта. Вклад в популяризацию богатого археологического историко-культурного духовного наследия нашей страны, еще больше обеспечивает Узбекистану достойное место в мировом сообществе. В реализации стратегического плана по развитию туризма в Республике Узбекистан до 2015 года туризм, как отрасль станет одним из приоритетов направления экономики, удельный вес которого к валовому доходу страны возрастет более чем в 16 раз. Сегодня туристическая отрасль страны занимает одно из ведущих мест в создании новых рабочих мест. В ней действует наибольшее количество малых и частных предприятий. В Узбекистане возведено немало современных гостиниц, развивается инфраструктура туризма и сервиса. В годы независимости этот рынок, как важная составляющая сферы туризма стал одним из наиболее привлекательных и динамично развивающихся.
Следует помнить и не забывать, что памятники археологии — это немые свидетели подлинной Истории народов. Они молчаливы до тех пор, пока к ним не приходят историки, археологи, искусствоведы. Памятники также молча уходят в небытие из-за безразличного к ним отношения, непонимания значения и ценности для каждого гражданина страны, и от того и незаметно уничтожаемые нравственными и духовными ничтожествами.
Проект создания Музея на городище Кургантепе основывается на опыте лучших подобных объектов Германии, Испании, Британии, Франции, Южной Кореи и Японии. Если предлагаемый Проект Музея внешне, чем-то напоминает недавно открытый Музей искусств Хас в Антвертене, то только своими принципами визуального восприятия. На самом деле, это исключительно самостоятельное здание основанное на глубоких традиционных корнях строительного искусства Центральной Азии.
Предлагаемый Проект как нельзя лучше вписывается в основополагающие документы первостепенной значимости в преобразовании наших городов и сёл. Архитектурная концепция гостиничного комплекса исходила из идеи сформировать современную, комфортную, привлекательную среду и одновременно создать атмосферу познавательного, просветительного центра.
Музеи, делясь накопленными за столетия художественными и культурными богатствами, не только дают конечный «продукт» в виде показа культурных ценностей людям, изучающим историю и интересующихся искусством, большая часть музеев давно уже вышла из рамок простого экспонирования и хранения памятников истории и культуры. Музеи превратились в «художественные комплексы», в которых ведется не только популяризация, но и изучение гуманитарных и технических наук. Лувр, например, имеет в своем составе целый институт, полноценное учебное заведение. Подобная практика применяется и других музеях мира.
Знакомство с историей не только своего народа, но и с культурой и искусством других народов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству его предков, пробуждает стремление творить самому…
[1] На экскурсию в музей - бесплатно//Газ. «Сегодня».2011.№16. Май. С.2.
[2] Каримов И.А. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Т. 2005.-С.120-122.
Если кто-то считает, что на Олимпе живописного искусства Узбекистана не так много вакантных мест, то это совершенно неверное представление о современном творческом потенциале страны.
читать далееПервое, что бросается в глаза, входя в маленькую мастерскую художницы Татьяны Ли, это вертикальный живописный портрет сидящего на ступеньках пожилого красноармейца с ружьем, написанный когда-то отцом художницы – Александром Ли.
читать далееРазве художники умирают?! Да, случается, что их убивают, убивают, убивают, а они: нет – не умирают.
читать далее